четверг, 1 октября 2020 г.

Хартия цифрового пути российской школы

Коллеги! В драматических обстоятельствах пандемии мы увидели нашу цифровую перспективу и осознали сложность проблемы. Задача Хартии – прояснить требования будущего и наметить перспективу. Привожу текст хартии для ознакомления

Редакция от 01 сентября 2020 (версия 4)

Каким становится образование?

Образование должно опираться на прирожденные способности и стремления каждого ребенка: узнавать и создавать что-то новое, общаться, сотрудничать, учиться и учить. Сегодня это стало необходимостью и становится реальностью. Задаются пути развития опережающего, пре-адаптивного образования в мире все ускоряющихся непредсказуемых и необратимых изменений. Мы уже не можем остаться в стороне и ждать, образование должно не догонять, а опережать события.

Личность, расширенная цифровыми средствами

Человеческая цивилизация строится на расширении возможностей биологического человека с развитием технологий. Письмо и книга – яркий примеры. Сегодня личность человека расширена калькулятором, автоматическим переводчиком, доступом ко всемирной паутине и другими цифровыми средствами, необычайно увеличивающими мощность человеческого мозга.
Мы оцениваем подготовку выпускника системы образования по выполнению им трудовых функций как расширенной личности, использующей цифровые средства.
Система образовательных целей, планируемых результатов, стандартов, программ должна адресоваться именно к расширенной личности ученика и учителя.

Права ребенка на цифровой мир

Через планшет с выходом в интернет ребенок получает в свое распоряжение богатства и беды всего человечества, инструменты деятельности, коммуникации и образования, свои права и ответственность в цифровом мире.
Среди учителей и родителей всегда будут те, кто захочет оградить детей от реальных или мнимых опасностей цифрового и нецифрового мира. Должны существовать и такие школы, где гаджеты запрещены, дети ходят на все уроки, а присутствие онлайн – только по болезни.

Зачем школа?

Предназначение всей школьной среды и цифровых средств в ней – сохранить и развить прирожденные способности и стремления ребенка, поддержать мотивацию к учению, педагогику сотрудничества, выравнивать шансы на качественное образование.

Содержание образования

Ученик самостоятельно открывает факты, строит законы природы, изобретает процедуры и алгоритмы. Знаниями, умениями и навыками будет обладать его расширенная личность, сократится многократно время на «заучивание» и «отработку». Выстраивается система приоритетов: личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Для жизни и самореализации ребенку нужны преадаптивность, большие идеи, методология поиска и применения знания и способа действия, ориентирующие его в мире. Все это он открывает самостоятельно, с нашей помощью, использует в новых контекстах и осознает, как ценность своей расширенной личности. Школа воспитывает системное мышление, универсальные и цифровые навыки для XXI века, помогает ребенку выбирать то, что ему по вкусу: письмо острым пером, программирование или акробатику.

Учитель

Используя и развивая все способности и возможности расширенной личности, учитель учится вместе с учениками, организует взаимодействие и развитие учащегося сообщества, дает обратную связь и мотивирует учеников.

Цифровая платформа образования

Цифровая платформа обеспечивает доступ к цифровым средствам, коммуникацию, запись всего, что создается и что происходит в учении. Работа на платформе помогает каждому ученику достигать все персонально запланированные цели, поддерживает обратную связь и оценивание, прогнозирование для ученика, учителя, школы.
Образовательное сообщество и все общество уходит от экзаменационных и тестовых процедур. Сильные стороны и существенные дефициты человека выявляются на цифровой платформе в процессе образования и применения его плодов.

Безопасность, мораль и этика цифрового мира

Задача взрослых – содействовать их естественному принятию ребенком, следованию им в мире, где все прозрачно. Развитие деструктивных цифровых зависимостей предотвращается вовлечением детей в совместное создание нецифровой реальности, дополняемой цифровой гармонией и справедливостью.

Родители

В цифровом мире дети и родители получают новые шансы на взаимопонимание, сближение.

Создатели нового в образовании

Авторы учебников, разработчики цифровых средств, профессора педагогических вузов, отталкиваясь от опыта своего детства, базируясь на достижениях человечества, реализуют возможности и потребности будущего.

Бизнесмены, благотворители

Бизнесмены и благотворители видят свое место в развитии образования в стране, цифровые технологии помогают им донести опыт школы своей мечты до всей страны.

Исследователь в сфере образования

Наука получает возможность изучать ускоряющиеся процессы и анализировать большие данные, фиксируемые на цифровой платформе. Результаты исследований востребованы уже сегодня.

Образование станет полем сотрудничества всех

Предсказать будущее образования невозможно. Его можно создать. Создать совместно на фундаменте цифровых технологий.

Российское и мировое образование встало на цифровой путь весной 2020 года

В драматических обстоятельствах пандемии мы увидели нашу цифровую перспективу и осознали сложность проблемы.
Задача Хартии – прояснить требования будущего и наметить перспективу.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий